Лингвистический патруль: Работа над ошибками | Саратовский

На этой страничке мы будем рассказывать о типах ошибок, которые часто встречаются в письменной речи. Предполагаем, что этот материал будет полезен всем, кто хотел бы повысить уровень своей языковой компетенции . ОШИБКИ ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ разновидность Речевых ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К наиболее частым Грамматико-морфологическим ошибкам относятся: а) неправильное образование форм множественного числа существительных, напр.: Недавно мы закупили компьютера (норма: компьютеры) (из разговорной речи); Прочие слога исполняются обычно ровной скороговоркой без заметной акцентировки б) выбор неправильного варианта формы рода, напр.: Мы испекли пирожки с повидлой (норма: с повидлом) (из детской речи); У меня туфель порвался в) неверное образование падежных форм: в детском саде (норма: саду) (из детской речи); бумажный российский рубль приравнивался к 0,77 грамм чистого золота (СвГ. 28 окт. 4 ноября 1997 г.) (норма: 0,77 грамма); нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер склонение неодушевленного существительного с прилагательным как одушевленного: Эти действия не вдохновили на поддержку ни городских, ни краевых властей (нужно: ни городские, ни краевые власти) (REN-TV, 10 окт. 2001 г.); склонение существительного, являющегося иноязычным заимствованием и потому несклоняемого: Продам дачу на Кузнецовском плате (из частного объявления) (норма: плато). а) неверное образование форм кратких прилагательных, напр.: Федоров был мужественен и решителен (из сочинения) (в книжной речи лучше: мужествен); Ваш вывод беспочвенен и необоснован б) ошибки при образовании степеней сравнения: город находится в самом тяжелейшем положении за последние пять лет (Ком. 9 марта 1998 г.) (норма: в самом тяжелом положении); Младшего ребенка всегда жальчее остальных 3) неправильное образование местоименных форм: Вокруг их разыгрался спор (из сочинения) (норма: вокруг них); Сестра старше него (из частного разговора) (норма: старше его); Разница между ей и впереди идущими спортсменами большая (Радио России. 15 февр. 1999 г.) (норма: между ней); 4) ошибки в склонении числительных: На это было истрачено около четыреста-пятьсот долларов (Новости ОРТ. 24 декабря 1997 г.) (норма: четырехсот-пятисот); Космонавты находились на орбите в течение двести пятьдесят четверо суток (Новости РТР. 5 июля 1998 г.) (норма: двухсот пятидесяти четырех); а) ошибки в образовании личных форм глаголов: Ветер колыхает листву (из сочинения) (норма: колышет); Им двигает чувство сострадания б) неверное образование видовых форм глаголов: Институт организовывает подготовительные курсы (из объявления) (норма: организует); Передавайте им привет в) неправильное образование временных форм глаголов: Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (из аннотации) (следует: даст, научит или дает, учит); Эти районы были выделены В.В. Белоусовым и обозначаются разными названиями г) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили нас (из сочинения) (следует: стекавшие); Игрушки, выпускающиеся нашей фабрикой, известны далеко за пределами страны (Новости ОРТ. 14 янв. 1999 г.) (следует: выпускаемые); д) ошибки при образовании деепричастий: Вышев на сцену, артист поклонился (из сочинения) (норма: выйдя); Пиша диктант, нужно быть внимательным 6) неправильное употребление наречий: Он тута уже был 7) ошибки в употреблении предлогов: Саша еще не вернулся с института (из частного телефонного разговора) (норма: из института); Федорова беспокоит тот факт, что слаба дисциплина среди бригады 8) ошибки в употреблении союзов: Производить удары «ударной бабой» следует резко, но сильно (КР. 21 апр. 1998 г.) (верно: резко и сильно); 9) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине, которую выиграет слесарь или врач, колхозник или ученый, стояла бы подпись художника (ВК. 13 июля 1996 г.) (последняя частица «бы» является лишней); Преподаватель сказал, что я, мол , не буду сегодня спрашивать (из частной беседы) (следует: сказал, что не будет сегодня спрашивать). Грамматико-морфологические ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики. Иногда Грамматико-морфологические ошибки в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов. А.В. Баринова

Hosted by uCoz