Первая ошибка водителя, или Опасности летнего вождения

Первая ошибка водителя, или Опасности летнего вождения Тормозить или не тормозить - вот в чем вопрос. Первая ошибка водителя - привычка делать это всегда и везде. Ошибка, которая может стоить жизни. Не только экстремальные условия дороги таят в себе целый букет опасностей, но и сухой асфальт готовит нам похожие сюрпризы. Наглядный пример. Едем. Быстро едем. Впереди - поворот. И уже двигаясь по дуге, начинаем понимать, что скорость для его прохождения выбрали слишком высокую. В описанной выше ситуации неопытный водитель, напуганный переизбытком скорости и вдруг осознавший, что у него есть все шансы уехать мимо поворота, первым делом нажимает на тормоз. И совершает ту самую первую ошибку. Потому как после торможения законы физики начинают направлять автомобиль прямолинейно. То есть мимо поворота. Ведь тормоз нажат, и колеса заблокированы. Так называется прием прохождения поворота. При входе в него нужно загрузить передние колеса таким образом, чтобы они имели максимальное сцепление с дорогой. Загрузка - это процесс торможения либо сбросом газа, либо включением пониженной передачи, либо рабочим тормозом автомобиля. Нажатие на педаль позволяет загрузить передние колеса: перемещение центра тяжести улучшает сцепление и соответственно дает больше возможности автомобилю поворачивать. Следующий момент в этом приеме - поворот рулевого колеса. Направляем автомобиль туда, куда нам необходимо, и дальше - третий момент. Тяга. Прибавление тяги, передача тяги двигателя на колеса практически ввинчивает автомобиль в поворот, направляя его энергию в дугу, а не мимо. Вернемся к тому водителю, который заехал в поворот в начале статьи. Он теперь уже знает, что тормозить в повороте нельзя. Но проблема у него по-прежнему есть - скорость прохождения выбрана слишком высокая. Теперь для нашего незадачливого автомобилиста главное - выбрать правильную траекторию движения по дуге. То есть спрямить ее. Профессионалы утверждают: если совершены сразу две очень серьезные ошибки, то есть ошиблись и с траекторией, и со скоростью, - ни в коем случае нельзя нажимать на тормоз. Единственный способ сохранить автомобиль - это нажать на газ. И заставить железного коня все-таки заехать в поворот, буквально затянуть его туда мощью двигателя. Впрочем, те же профессионалы утверждают: лучше сразу две серьезные ошибки не совершать, поскольку удержать автомобиль в такой ситуации даже профи могут не всегда. Ведь и у пилотов «Формулы-1», и у пилотов ралли возникает проблема - сохранить автомобиль на дороге при переизбытке скорости. И, тем не менее, затормозить в повороте при переизбытке скорости все-таки можно. Используя нестандартное торможение - торможение левой ногой. Это спортивный прием, и выполняется он следующим образом: правая нога продолжает нажимать на газ и втягивать автомобиль в поворот ведущими колесами, а левая нога, плавно нажимая на педаль тормоза, компенсирует скорость автомобиля. Однако этот прием категорически не рекомендуется пробовать самостоятельно в дорожных условиях (либо изучайте на специальных курсах, либо на безопасной площадке, где есть широкие возможности для экспериментов). И не только потому, что прием действительно непростой. Еще и потому, что большинство водителей не умеют нажимать на педаль тормоза плавно именно левой ногой. Даже если ежедневно ездят на автомобиле с механической коробкой передач. Левая нога натренирована отпускать педаль сцепления, а вот выжим выходит достаточно резкий. И первое время при освоении этого приема у многих водителей, несмотря на все старания нажать плавно на педаль тормоза, получается активное торможение в пол. Для водителей автомобилей с автоматической коробкой передач торможение левой ногой оказывается более простым для освоения приемом. Ведь третья педаль, педаль сцепления, отсутствует, так что получается две ноги - две педали. Я быстро ехал? Нет, вы низко летели! А скорее, все вместе. Автомобиль, преодолевая на высокой скорости бугор, трамплин или другую неровность, на короткое время полностью или частично теряет управляемость. Если это случилось на прямом участке дороги, ситуация хоть и неприятна, но не опасна. А вот бугорок в повороте может стать весьма опасным сюрпризом. И автомобилю совсем не обязательно прыгать - момент «разгрузки», когда машина приподнимется на собственной подвеске и снимет вес, основную свою массу с колес, все равно случится. Тут же происходит разгрузка колес, и автомобиль просто перестает управляться. Нет смысла поворачивать в этот момент руль - автомобиль все равно будет продолжать двигаться прямолинейно: ведь он находится почти в воздухе. А порой - и буквально летит. В этой ситуации профессионалы рекомендуют уменьшить скорость - чтобы избежать разгрузки на трамплине. Гонщики-спортсмены избегают прыжков. На кольцевых трассах трамплинов сейчас нет. Случай из жизни: Ники Лауда, прыгнув на Нюрнбургринге (единственная трасса в мире, где «Формула-1» отрывалась от дороги) и, переборщив со скоростью, после прыжка улетел в лес. Лауда чуть не сгорел заживо в своем болиде. «Промчусь с ветерком», - думает владелец хорошего (а то и не очень хорошего) автомобиля. Однако любовь к быстрой езде еще не означает способность управлять автомобилем во время быстрой езды. Высокая скорость движения автомобиля, четкие и быстрые реакции на управление железным конем - это активный стиль вождения в действии. Почти в стихах: четкие знания, плюс опыт, плюс умения - вот и получается активный стиль вождения. Умения - один из ключевых параметров. Основа безопасности - это навыки водителя, утверждает мастер спорта, заслуженный тренер РФ, профессор Российской академии физической культуры Эрнест Цыганков, написавший отличный учебник по скоростному и контраварийному вождению. Кстати, мечтающим водить активно, но не имеющим возможности заниматься автоспортом или идти на курсы квалификации, рекомендуется с этим учебником ознакомиться. И не только с ним - Всемирная паутина сейчас предлагает огромное количество материалов по спортивному управлению автомобилем. Здесь совет профессионалов таков: совершенствуйте свои навыки и не думайте, что летом ездить быстро легче, чем зимой. Как это ни странно, летом ездить сложнее. Конечно, скольжение автомобиля вызвать проблематичнее - ведь он хорошо стоит на дороге. Это с одной стороны. А с другой - переизбыток скорости, неправильные движения в повороте, и авто сорвано с траектории. На большой скорости это происходит за доли секунды. Летом срыв машины на асфальте начинается очень резко и заканчивается, как правило, так же. За счет трения резины с асфальтом, конечно, происходит моментальная потеря скорости, автомобиль затормозил… И оказался либо поперек дороги, либо по диагонали. И в следующий момент движение автомобиля идет туда, куда направлены управляемые колеса. То есть мимо дороги. Это в том случае, если вы ехали быстро, а вот ваш стиль вождения никак нельзя было назвать активным. И вы не произвели никаких действий, направленных на исправление ситуации в момент начала скольжения. Даже суперпрофи «Формулы-1» не всегда удается выровнять на асфальте уже начавший скользить автомобиль. Есть определенный предел, после которого даже спортивная, очень мягкая и цепкая резина не может восстановить сцепление с дорогой. Резина стандартных автомобилей начинает скользить несколько раньше. Визг шин, который порой возникает в повороте, - это сигнал о том, что ошибка уже совершена. Этим обычная резина и хороша - она раньше, чем спортивная, оповещает о проблемах. То время, которое дает резина, нужно использовать по назначению - для выхода из сложившейся ситуации. Правда, чем выше скорость, тем меньше времени. "Первая ошибка водителя, или Опасности летнего вождения"

Hosted by uCoz