Работа над ошибками письма учащихся начальной школы слепых

. Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г. Книга приведена с небольшими сокращениями Один из видов борьбы за прочные знания и навыки по русскому языку — это работа над ошибками. Вопросы исправления ошибок давно интересуют методистов массовой и специальной школы. В этой статье я постараюсь познакомить читателей с той работой над ошибками, которую провожу лично. С первого же класса необходимо воспитывать у детей привычку слушать речь учителя; это один из главных приемов овладения вниманием ученика. Мы идем от живой речи к письменной, а потому прежде всего должны научить детей правильно говорить. Ученик, который неправильно говорит, не будет правильно писать. Необходимо его речь исправлять. На исправление ошибок в тетрадях учащихся и на работу над ошибками надо смотреть как на важнейшее средство обучения грамотному письму. 1. Обозначение ошибок По вопросу о приемах исправления ошибок существуют разные мнения. Я применяю такой метод, когда учащиеся научаются сами исправлять свои ошибки, а учитель только подчеркивает резцом с обратной стороны неправильно написанное слово и затушевывает в слове букву, написанную неправильно. Форма резца, я думаю, известна всем преподавателям, которые работают в школах слепых детей. Резец — это металлическое зубчатое колесо, в диаметре 1,5 см, легко вращающееся на оси, прикрепленной к небольшой рукоятке. Для того, чтобы получилась рельефная линия, нужно лист бумаги положить на сукно, клеенку или резину и провести резцом линию с обратной стороны листа под словом, которое написано неправильно. Учащиеся очень легко находят по этой рельефной линии слова, в которых были сделаны ошибки. Буква, неправильно написанная, стирается бесследно красным карандашом. Неправильно написанную букву нужно затирать обязательно, для того, чтобы ученик лишний раз не мог прочитать слово с ошибкой и чтобы это слово не запечатлелось в его памяти. 2. Исправление ошибок Учащиеся сами исправлять ошибки приучаются не сразу. Сначала работа над ошибками проводится фронтально на все правила, которые проходятся. 1. Слова с мягким знаком, в которых была сделана ошибка, выписываются следующим образом: ученики по наводящим вопросам учителя говорят слова, в которых сделаны ошибки, например, коньки. Дети придумывают слова с мягким согласованием «нь» (деньки, синька, деньги). Пишут правильно слова, в которых была сделана ошибка. Придумывают предложения с данными словами и записывают их. 2. При работе над ошибками на разделительный твердый знак повторяется правило, даются приставки, которые подставляются к данному слову, например, к словам: ехать, есть — даются приставки «с»; «от»; «об». Слова выписываются. Дети придумывают предложения со словами, в которых были допущены ошибки. 3. При работе над ошибками на звонкие и глухие согласные учитель предлагает детям сказать правило правописания звонких и глухих согласных, придумать несколько новых слов, являющихся примерами на применение того же правила. Слова, в которых была сделана ошибка, выписываются так: дорожка — дороженька, чашка — чаша, крышка — крыша. Дети придумывают предложения со словами, в которых была сделана ошибка, и записывают их. 4. При работе над ошибками на безударные гласные учитель спрашивает, кто из детей сделал ошибки на безударные гласные. Дети говорят слова, в которых были сделаны ошибки, повторяют правило, приводят примеры на правило и затем выписывают слова, в которых были сделаны ошибки, подбирая к ним однокоренные слова с ударением на безударном слоге. Придумывают и пишут предложения с данными словами, например: столовая, стол, столы, столяр. В школе есть столовая. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, дети выписывают в тетради, придумывают и пишут предложения с данными словами. 5. Слова с непроизносимыми согласными изменяются так, чтобы непроизносимая согласная слышалась ясно, например: сердце — сердечко; местность — место, местечко; солнце — солнышко и т. д. Слова, в которых были сделаны ошибки, записываются в тетрадях. Кроме слов, в которых сделаны сшибки, записывают другие слова на это же правило, придуманные учащимися. 6. При исправлении ошибки, когда предлог написан слитно с именем существительным, предлагают подумать, какое можно вставить слово между предлогом и именем существительным, например, из предложения «За летом наступает осень» выделяют предлог и следующее за ним Слово. Учитель предлагает подумать ученику, какое можно вставить слово между предлогом «за» и словом «летом». Ученик придумывает слова: за теплым, дождливым, красным летом. Предложение записывается: «За теплым летом наступает осень». Так составляются предложения со всеми словами, в которых были допущены ошибки. 7. Существительные, в которых были сделаны ошибки на падежные окончания, выписываются в целом предложении, прилагательные с существительными. Систематическая работа над ошибками, проводимая сначала по разделам, постепенно приучает учащихся самостоятельно работать над ошибками. С третьей четверти III класса учащиеся коллективно исправляют и записывают только общие ошибки. Над остальными ошибками дети начинают работать самостоятельно, но еще под наблюдением учителя. В дальнейшем учащимся предоставляется еще большая самостоятельность в работе над ошибками, потому что исправление письменных работ — система обучения, которая, как и всякая система обучения, изменяется в связи с умственным ростом учащихся, с повышением требований к ним программы. Самостоятельная работа над ошибками развивает у учащихся уменье находить свои ошибки. Важным моментом в самостоятельной работе является то, что до сознания учащихся доводится каждая ошибка, сделанная ими. Кроме того, ученики, работая над ошибками, как я уже сказала, все время повторяют грамматические правила и, стало быть, восстанавливают в памяти пройденное по курсу. 3. Другие работы по предупреждению ошибок После исправления ошибок в тетрадях учителем проводится работа на уроке. Работу, которая проводится на уроке, нужно построить так, чтобы учащиеся с интересом отнеслись к ней. Прежде всего, после работы над ошибками, на уроке диктуется текст, состоящий из предложений со словами, в которых учащиеся сделали ошибки. Учитель диктует предложение, тот или иной ученик, найдя в этом предложении слово, в котором у него была ошибка, поднимает руку, говорит, что у него была ошибка в таком-то слове, объясняет, как нужно написать правильно, и приводит правило. Так проводится работа над всеми словами, в которых были сделаны ошибки. В дальнейшем работу над ошибками можно сделать полезной повторительной работой, которая воспитывает у учащихся привычку сосредоточивать свое внимание на письме, вслушиваясь в речь учителя. Со слабыми рассеянными учениками нужно вести индивидуальные занятия. Чтобы заинтересовать такого слабого ученика и приучить его внимательно относиться к работе, полезно дать ему накануне диктант с теми словами, в которых он делал ошибки и которые встретятся на другой день в классном диктанте. Ученику говорят, чтобы он завтра постарался написать диктант на хорошо, потому что в классном диктанте будут слова, которые он уже научился сегодня писать. На другой день этот ученик слушает внимательно, чувствует себя уверенно и, действительно, хорошо пишет диктант. Хорошая отметка и одобрение учителя поднимают настроение ученика, заставляют его быть на уроке еще внимательнее; он сам уже охотно идет на дополнительные занятия и постепенно приобретает правильные навыки письма. Кроме перечисленного выше, практикуют самостоятельные домашние работы с объяснением грамматических явлений. Приучают детей сознательно выполнять домашнее задание. Чтобы повысить внимание к домашним заданиям и развить сознательное отношение к выполняемой учащимися работе, на следующем занятии текст домашнего упражнения иногда используют для диктанта. Таким же материалом может служить предложенный учащимся текст из учебника, насыщенный орфограммами. Этот текст подвергается грамматико-орфографическому разбору. После такого разбора ученики еще раз внимательно прочитывают текст про себя. Затем учебники закрываются, и этот текст диктуется учителем. После этого учащиеся самостоятельно проверяют написанное по книге. Такого рода работы с предварительным грамматическим анализом и последующей проверкой по книге находят свое методическое обоснование. Здесь мы имеем и осознанное правило, и грамматический разбор, и осязательное восприятие, соединенное с двигательным, и последующую проверку текста по книге, и непосредственное наблюдение, и контроль учителя. Нередко наблюдается, что отдельные ученики, иногда развитые, много читающие, знают правила, а пишут неграмотно, потому что не воспринимают с помощью осязания и движения орфографический образ слова. В этом случае и нужны соответствующие приемы, о которых я только что сказала и которые воспитывают у учащихся восприимчивость к слову в процессе чтения и одновременно укрепляют и повышают грамотность учащихся. В этих же целях иногда на уроке используют прием взаимного просмотра учащимися продиктованного текста — обмен тетрадями. Этот прием вызывает у учащихся повышенный интерес, заставляет их внимательно «всмотреться» в текст, больше думать, рассуждать, противопоставлять чужой текст собственному написанию и в случае разногласий находить поддержку в обосновании орфограммы со стороны учителя. Остановимся еще на одном виде работ, полезном для развития навыков грамотного письма. На уроках чтения иногда уделяют некоторое внимание анализу слов и таких отрывков из текстов, где бы можно было применять пройденное правило. Следует большое внимание уделять закреплению полученных знаний в выработке практических навыков. В этих целях и содержание работ, и упражнения устные и письменные должны носить самый разнообразный характер. Здесь я остановилась на некоторых основных работах, но проводятся и другие. 4. Учет ошибок Для большей плановости в работе, направленной на повышение грамотности учеников, необходимо проводить учет и классификацию ошибок учащихся. Хорошо проводить их в двух тетрадях следующим образом: в первой тетради пишут дату, вид работы, фамилию учащихся, сделавших ошибки. Затем после фамилии ученика, сделавшего ошибку в диктанте или изложении, пишут слова с ошибками так, как они им были написаны, и подчеркивают красным карандашом букву, неправильно написанную в слове. Такая работа дает учителю возможность ясно видеть и знать, какие сделаны ошибки тем или иным учеником, и в дальнейшем проводить работу над ошибками фронтально в классе, или заниматься индивидуально, вставлять слова, в которых были ошибки, в новые тексты. Во второй тетради пишут грамматические правила, на которые дети могут сделать ошибки. Такая работа дает возможность учителю видеть, на какие грамматические правила каждый ученик делает больше всего ошибок. В конце четверти можно всегда подвести итог ошибок, сделанных каждым учеником. В качестве примера дается конспект урока работы над ошибками. Работа над ошибками проводилась в III классе после контрольного диктанта. Осень. Наступила осень. Целый день дует холодный, ветер. Небо всё в тучах. Пошли мелкие, но частые дожди. На улицах грязь и лужи. Все поля опустели. С деревьев опали листья и устлали все дорожки в саду. Ночами замерзают лужицы. Везде тихо, не поют птицы. Молчаливый лес ждёт зимы. Ошибки. Рая С. написала — халодный ветер Юра Л. написал — начами Валя К. » — наулицах грязь Валя И. » — все дорошки Остальные учащиеся не сделали ошибок. Тема урока: «Работа над ошибками». Цель урока: научить учащихся сознательно работать над ошибками. 1. Проверка домашнего задания. 2. Повторение грамматических правил, на которые были сделаны ошибки. 3. Раздача тетрадей и сообщение о результатах работы. 4. Сообщение учителем о предстоящей работе. 5. Запись учащимися даты и названия работы. 6. Работа над ошибками: 7. Письмо текст

Hosted by uCoz